Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких десятилетий социальных, экономических, структурных и других реформ в условиях социализма с определенной китайской спецификой Китайская Народная Республика (далее – КНР) достигла огромных успехов в своем развитии. Удалось сформировать конкурентоспособную экономику, которая в сложившихся тяжелых условиях глобального кризиса способна обеспечивать значительные темпы роста. Китайское государство быстрыми темпами справляется с бедностью, создает общество благоденствия, а также стремится к зажиточности.
Сегодня глобализация представляет собой многоаспектный процесс, который состоит из массы явлений, а также разнообразного вида тенденций. В таких условиях центральной движущей силой развития выступают знания и технологии обмена. Процесс расширения глобализации мирового хозяйства, а также распространения элементов так называемой новой экономики, действующий экономический порядок предоставляет возможность Китаю занять ведущие позиции в процессе устойчивого развития.
В современных реалиях в КНР высокие технологии представляются основным источником национального роста экономики. Необходима опора на собственные науку и технику, посредством которых решаются вопросы преобразования структуры производства. Помимо прочего, поднимается совокупная экономическая мощь, а также национальная безопасность на нужный уровень. В рамках этого нового этапа особенно актуальным становится вопрос развития предпринимательства со стороны китайского государства, поддержания высокой конкурентоспособности КНР, которая выступает серьезным фактором его индустриализации и дальнейшей модернизации.
Поэтому в настоящее время на первое место выходят проблемы форсирования развития высоких, а также новых технологий в бизнесе. В частности, информационных технологий, внедрение во все сферы информационных сетей. Кроме того, оснащение новыми технологиями традиционных производств, а также соответствующее нормативное правовое закрепление данных процессов.
Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Волынский А.И., Бачурин Д.Г., Шуплецов А.Ф., Коптяев Е.Н., Решетникова М.С., Ларионов А.А. и другие.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в связи со стратегическим развитием предпринимательской деятельности в Китае на государственном уровне.
Предмет курсовой работы – государственная стратегия частного предпринимательства в Китае.
Цель работы заключается в анализе эффективности государственной политики КНР в области развития предпринимательства, а также мер совершенствования и тенденций развития.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исторические аспекты нормативной основы развития предпринимательства в Китае;
- проанализировать государственное развитие бизнеса в Китайской Народной Республике;
- изучить инновационные модели развития предпринимательства в КНР;
- определить аспекты совершенствования стратегии развития предпринимательства в Китае.
Методология исследования основана на использовании исторического, общенаучного, а также диалектического методов познания. Также использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, и формально-логический метод.
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1.1. Нормативная основа развития предпринимательства в Китае: исторические аспекты
В 1978 г. III пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва принято решение о воплощении в жизнь долгосрочной программы четырех модернизаций в промышленности, науке, сельском хозяйстве и обороне. Лидер партии Дэн Сяопин сформулировал стратегию развития на 1981 - 2050 гг., которая включала в себя три шага. При этом в первые два шага с1980 гг. по 1990-е гг. предлагалось увеличение ВВП страны в четыре раза.
Так, в рамках первого шага с восьмидесятых годов предлагалось увеличить благосостояние китайских граждан до уровня вэнъбао, то есть обеспечить народ теплом, а также пищей. Далее, в 1990-е гг. на втором шаге следует поднять благосостояние китайцев до уровня сяокан – это общество малого благосостояния. На третьем шаге с 2001 по 2050 гг. необходимо достичь уровня зажиточности, подняв ВВП государства до уровня среднеразвитых государств мира.
В этой связи следует отметить, что впервые в истории республики положение о частном секторе как нужном дополнении к общественному сектору, который один не способен удовлетворить всех потребностей народа, выдвигается еще в 1956 г. в некоторых выступлениях Чэнь Юня и других деятелей. Однако соответствующей поддержки в те годы не получило. Кроме того, даже подвергалось серьезной критике, в особенности, в период так называемой культурной революции.
Необходимо подчеркнуть, что достижение обозначенных целей программы связывалось с построением социалистической рыночной экономики. Она должна сочетать в себе планово-распределительную систему с постепенным введением элементов рынка. Пр этом централизованное распределение должно быть уменьшено, как и доля государственного сектора при соответствующем увеличении части частного сектора, а также разных смешанных форм собственности. Обладая дисциплинированной и многочисленной рабочей силой, а также другими относительными плюсами, к примеру колоссальным потребительским рынком, республика начала осуществлять стратегию открытости, а также экспортной ориентации.
Важно указать, что согласно партийным установкам, а также Конституцией Китая, с начала восьмидесятых годов двадцатого века Государственный совет КНР принял обширный блок административно-правовых актов. Некоторые министерства и ведомства приняли перечень уведомлений, а также распоряжений. В них происходила регламентация разнообразных сторон частной экономической деятельности, а также поднимались вопросы как правовых, так и экономических взаимоотношений индивидуальных и частных предпринимателей с китайским государством.
Нужно сделать акцент на том, что в 1988 г. 1-й сессией ВСНП 7-го созыва принимается дополнение к ст. 11 Основного закона страны. Оно включает в себя положение о том, что государство разрешает существование, а также развитие частного хозяйства в определенных границах. Далее в этом же году Государственный совет Китая принимает «Временные положения о частных предприятиях Китайской Народной Республики». Данный нормативный правовой документ включает в себя блок правовых норм, которые конкретизируют легализацию общественного статуса среднего и крупного предпринимательства. Помимо прочего, регламентирует существенные стороны его хозяйственной деятельности, а также взаимоотношений с китайским государством.
Следует отметить, что, исходя из организационно-правовой формы, частные предприятия в Китае делятся на три типа:
- частное единоличное предприятие, которое действует на средства одного лица (инвестор несет неограниченную ответственность по долговым обязательствам компании);
- частное предприятие на паях (товарищество) (не менее двух человек на основе соглашения вкладывают свои капиталы, а также ведут совместное хозяйствование, сообща несут полную ответственность за прибыли и убытки);
- частная компания с ограниченной ответственностью (далее – КОО) – организация с числом инвесторов не менее двух и не более пятидесяти.
Необходимо подчеркнуть, что важнейшей движущей силой новой экономики Китайской Народной Республики является частное предпринимательство. При переходе к рыночной экономике в КНР отсутствовала либерализация цен, а также произвольная приватизация государственных компаний. В этой связи, модернизация экономики не сопровождалась разрушительными процессами, как это характерно для других социалистических государств.
Употребление термина социалистический вместе с дефиницией рыночная экономика воспроизводит тяготение руководства китайского государства сберечь положительные нюансы социализма (к примеру, соцзащита населения, отличное образование), а также предоставить теоретическое обоснование рыночным методам.
Важно указать, что сущность перемен в сфере экономики обнаруживается в принятом на пленуме Постановлении ЦК КПК, который затрагивает вопросы улучшения системы социалистической рыночной экономики. Данное Постановление конкретизирует идеи конгруэнтного развития в рамках концепции сфер единого планирования. Она включает в себя гармоничное развитие городов и сёл, регионов и экономики государства в целом. Помимо того, человека и природы, внутреннего развития Китая, а также открытости внешнему миру. Новый курс китайского государства позволил правительству лучше осуществлять координацию решений региональных вопросов Китая. Кроме того, продвигать освоение западных районов, а также восстановление старых промышленных баз на севере и востоке КНР.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Научная, учебная и специальная литература
2. Батурина К.А. Правовое оформление института частного предпринимательства в КНР в 1980-1990-е гг. // К.А. Батурина / Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: сб. статей. 2018. С. 1713-1718.
3. Бачурин Д.Г. Особенности правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в сфере малого предпринимательства Китайской Народной Республики // Юрист. 2020. № 10. С. 18 - 25.
4. Василенко Н.В., Люй Я. Особенности развития предпринимательства в Китае // Н.В. Василенко / Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: сб. трудов. 2019. С. 14-16.
5. Василенко Н.В., Люй Я. Развитие предпринимательства в индустрии моды в КНР в условиях цифровизации // Н.В. Василенко / Цифровые технологии в экономике и промышленности (ЭКОПРОМ-2019): сб. трудов. 2019. С. 578-586.
6. Волынский А.И. Мезоэкономика роста: изучая опыт китайских реформ // Вопросы теоретической экономики. 2019. № 1 (4). С. 84-99.
7. Дуплинская Е.Б., Чепига Ю.В. Оценка эффективности мер государственной поддержки развития предпринимательства: опыт России и Китая // Вопросы новой экономики. 2019. № 4 (52). С. 53-61.
8. Жмулина Д.А. Договорные обязательства в сфере предпринимательства по праву КНР: исполнение, прекращение, ответственность за нарушение // Юрист. 2020. № 12. С. 46 - 52.
9. Иванова С.В. Государственное регулирование доступа на рынок аграрной продукции Китая как фактор развития международного предпринимательства // С.В. Иванова / Практическая направленность обучения и исследований в вузе: сб. трудов. 2019. С. 195-199.
10. Инь Ц. Особенности развития предпринимательства в Китае // Интернаука. 2020. № 17-2 (146). С. 56-57.
11. Карлусов В.В. Частное предпринимательство в Китае: системный анализ факторов развития // Modern Economy Success. 2020. № 3. С. 257-265.
12. Конституция Китайской Народной Республики от 04.12.1982 / Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. С. 224 - 258.
13. Коптяев Е.Н. Исследование роли инноваций и малого предпринимательства в экономическом развитии Китая // Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12. № 1. С. 50.
14. Ларионов А.А. Развитие малого и среднего бизнеса в Китае: от единоличных дворов до компаний – «единорогов» // Вопросы новой экономики. 2019. № 4 (52). С. 62-67.
15. Лебединцева Л.А., Милецкий В.П. Малое предпринимательство в цифровой экономике Китая: вехи переломной истории от основания КНР (1949) до реформ (1978) // Информация–Коммуникация–Общество. 2019. Т. 1. С. 171-176.
16. Люй Ямэн Организационно-экономический механизм развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды (на примере КНР). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург. 2021. С. 183.
17. Ляньна Ц. Государственно-частное партнерство как фактор развития научно-технической инфраструктуры Китая // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 2 (44). С. 39-44.
18. Моисеенко И.В., Пак О.А. Развитие малого и среднего предпринимательства в Китае // И.В. Моисеенко / Интеграция наук – 2020: сб. трудов. 2020. С. 584-589.
19. Моисеев С.В. Организационно-правовые формы юридических лиц в КНР (общее и особенное) // Алтайский юридический вестник. 2020. № 3 (31). С. 158-161.
20. Мурашова Е.В., Сун Я. Государственная поддержка развития молодежного предпринимательства в Китае // Е.В. Мурашова / Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: сб. трудов. Хабаровск, 2021. С. 336-343.
21. Мурашова Е.В., Фу Ц. Развитие предпринимательства в Китае в условиях цифровой экономики // Е.В. Мурашова / Современные проблемы управления и регулирования: сб. статей. Пенза, 2018. С. 171-177.
22. Решетникова М.С. Анализ динамики развития инновационного предпринимательства в Китае // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 3. С. 102-106.
23. Секретарева К.Н. Цифровая экономика Китая в исторической ретроспективе // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 7 (83). С. 2493-2499.
24. Сергеева Е.А. Государственная поддержка индивидуального предпринимательства в России и Китае // Наука через призму времени. 2022. № 11 (68). С. 24-28.
25. Смирнова К.А. Особенности малого и среднего предпринимательства в Китае // К.А. Смирнова / Новые экономические исследования: сб. статей. 2020. С. 83-86.
26. Сун Ю., Фань Ц. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий Китая // Ю. Сун / Индустрия 5.0, цифровая экономика и интеллектуальные экосистемы (ЭКОПРОМ-2021): сб. трудов. Санкт-Петербург, 2021. С. 494-497.
27. Черешнева И.А. Территории со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности: опыт Китая // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6. С. 162 - 168.
28. Чжэн Ф., Масюк Н.Н. Китай как один из лидеров глобального инновационного предпринимательства // Ф. Чжэн / Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности: сб. статей. Волгоград, 2021. С. 183-187.
29. Чжэн Ф. К вопросу об истории предпринимательства в КНР // Ф. Чжэн / Инновации молодых – развитию сельского хозяйства: сб. трудов. Уссурийск, 2021. С. 270-273.
30. Шэнь Ч., Ли Ч. Развитие инновационного предпринимательства в Китае: тенденции в современном периоде // StudNet. 2021. Т. 4. № 4. С.14
31. Шуплецов А.Ф., Чжан Я. Особенность развития и оптимизации малого предпринимательства промышленного сектора Внутренней Монголии Китая // Global and Regional Research. 2021. Т. 3. № 2. С. 281-287.
Интернет-ресурсы
32. Законодательство Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chinalawinfo.ru/economic_law (Дата обращения: 01.02.2023 г.)
33. Закон КНР «О содействии малым и средним предприятиям» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chinahelp.me/archives/833 (Дата обращения: 01.02.2023 г.)
34. Китай – Государственное регулирование бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orv.gov.ru/Content/Item?n=6251 (Дата обращения: 01.02.2023 г.)
35. Что означает и куда ведет «двойная циркуляция» Китая? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/33Qyew (Дата обращения: 01.02.2023 г.)
36. Экономическая реформа в Китае: нынешний прогресс и будущие перспективы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/NWLDA (Дата обращения: 01.02.2023 г.)